В психологии выделяют три основных этапа взросления человека, которые значительно влияют на его дальнейшую жизнь. Если эти этапы проживаются правильно, у нас открывается второе дыхание. А если неправильно, то появляется депрессия. Именно поэтому так важно знать, что это за переломные моменты, и быть к ним готовыми. В статье мы расскажем, что же ждет человека после того, как он перестает быть ребенком и вступает во взрослую жизнь.
Этап 1. Ранняя взрослость (с 20 до 40-42 лет).
Задача этой стадии — создание семьи, рождение детей. Если этот период пройден позитивно, формируется чувство интимности, то есть способности быть в близких отношениях с другим человеком, но при этом оставаться собой. Если этого не происходит, наступает чувство изоляции. Если человек не выполнил задачу этого периода, ему трудно создать интимные отношения в будущем.
С точки зрения отношений с окружающим миром этот период принято делить на два подэтапа.
- 20-30/32 года.Это период, когда потребность брать из окружающего мира с каждым годом растет и в 32 года достигает своего пика. Это возраст, очень благоприятный для обучения. Он эгоистичен и максималичен, возраст эксперимента с отношениями: брать и смотреть, а где граница, насколько я могу вторгнуться в личное пространство другого человека?
Работать преподавателем в этом возрасте крайне неполезно для здоровья. Педагогическая деятельность – это деятельность отдающая, а в этом возрасте обостряется потребность брать из окружающего мира. Такой человек из-за необходимости отдавать в профессии лишает себя личностного развития, недобирает, и у него тяжело протекает кризис среднего возраста. Это же относится и к раннему родительству (до 30 лет), особенно когда нет бабушек и дедушек. Когда взрослый человек недобирает до 30 и начинает в следующем возрастном этапе это отыгрывать, контекст уже не тот. Это выглядит нелепо, когда 40-летний человек начинает вести себя как эгоистичный максималист.
- 30/32 – 40/42.В этот период потребность брать из окружающего мира постепенно снижается, зато постепенно увеличивается, усиливается потребность отдавать, которая достигает своего пика в 42 года. Весь этот период – 10-летний кризис. 2-3 года мы в него входим, 2-3 года переживаем и 2-3 года выходим. Человек проводит ревизию того, что он имеет на данный момент, по сравнению с тем, что он хотел иметь. Если у человека не было четких планов, он начинает сравнивать с тем, что имеют его сверстники. Этот анализ идет по трем основным направлениям: карьера (+ материальное благополучие и перспектива), внешность и семейное положение. Результат этой ревизии будет определять, как человек проживет вторую часть этого этапа. Этот возраст, когда у нас есть колоссальные возможности очень серьезно изменить свою жизнь. Обучение в этом возрасте играет терапевтическую роль, позволяет быстрее и легче выйти из кризиса. Многие в этом возрасте разводятся.
Этап 2. Средняя зрелость (с 40/45 до 60/65).
В этот период у человека формируется интерес к следующему поколению. Возраст характеризуется высокой продуктивностью, творчеством. Это период активной деятельности, передачи своих знаний новым поколениям. Если период проходит неблагополучно, то развивается стагнация, депрессия. В этом возрастном сегменте потребность отдавать постепенно снижается. Задача средней зрелости – максимально сохранить достигнутое, «законсервировать». В этом возрасте для поддержания психического здоровья крайне полезна педагогическая деятельность.
Этап 3. Поздняя зрелость (после 60 лет). Подведение итогов жизненного пути. Если человек оглядывается назад и понимает, что все хорошо, то формируется принятие собственной конечности, принятие смерти. Если же он оглядывается назад и понимает, что многое не успел, это вызывает приступ отчаяния, потому что уже ничего не исправишь. И как результат, учащаются депрессии, суициды.
В пожилом возрасте очень полезно овладевать какими-то навыками, что-то делать своими руками. У человека возникает потребность заниматься продуктивными видами деятельности. Процессуальной, результативной деятельности уже недостаточно, нужно создавать продукт, который отделим от самого человека. Поэтому в этом возрасте люди так любят что-то выращивать на даче. Это одна из психологических защит, связанных со страхом смерти. Человеку становится важно, чтобы что-то осталось после него.
В завершение хотим обратить ваше внимание на две интересные книги, авторы которых применяют жизненные циклы человека к развитию компании. Оказывается, многое из того, что присуще нам в разные периоды жизни, имеет место и в развитии бизнеса. А значит, мы можем заранее предусмотреть неблагоприятные последствия. Читайте в Библиотеке «Главная мысль» обзоры по книгам Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации» и Ари де Гиуса «Живая компания».