Карл Юнг: Четыре стадии жизни

0
3 455 просмотров
Carl Jung (1875-1961), sits for a portrait late in his life. The Swiss psychiatrist is noted for his theories of personality, including the ideas of introversion and extroversion, the existence of archetypes, and the theory of a collective unconscious. His influence is felt beyond the field of psychology in religion, philosophy, and literature. --- Image by © Bettmann/CORBIS

Странствуя по жизни, мы проходим через серьезные изменения. Кто-то называет такие перемены «кризисом среднего возраста» — временем, когда мы пытаемся определить, чего успели достигнуть за свою жизнь. Как по мне, то в жизни нет каких-либо пунктов назначения. Конечно, существуют определенные этапы, но чаще всего мы возвращаемся туда, где уже успели побывать ранее.

По теории швейцарского психолога Карла Юнга, четыре стадии жизни тесно связаны с нашими мотивами и с тем, кем мы являемся как человеческие существа. Они не имеют ничего общего с возрастом или достижениями, и на протяжении всей жизни люди то и дело перемещаются между ними.

Юнг как-то сказал: «Мы делаем шаг во вторую половину жизни, будучи абсолютно неготовыми к ней. Но хуже всего то, что мы делаем этот шаг, ошибочно предполагая, будто наши убеждения и идеи будут служить нам и дальше. Но нельзя прожить вечер, основываясь на том, как прошло утро. То, что было великим на заре жизни, с наступлением заката теряет свою ценность, а то, что было правдой, к вечеру превращается в ложь».

Итак, четыре стадии жизни по Юнгу.

1. Фаза атлета.

Атлет – это этап абсолютного увлечения самими собой. В нашей жизни можно встретить много людей, которые так и не смогли выйти из этой фазы, или которые постоянно к ней возвращаются.

Она свидетельствует о незрелости человека как личности и характеризуется его одержимостью собственным телом и внешностью. Примером могут послужить подростки, не отходящие от зеркала. У атлетов развита склонность к проявлению нарциссизма и критики.

2. Фаза воина.

Продолжая свой жизненный путь, мы входим в стадию воина. Вот где человек берет на себя ответственность и где зарождается стремление покорить мир. Ну, может, в некоторых случаях и не весь мир, но на данном этапе люди ориентируются на достижение своих целей, неожиданно возникающих прямо перед ними. В итоге тщеславие атлета уступает место целеустремленности воина. На самом деле фаза воина характеризуется теми жизненными проблемами, с которыми сталкивается человек в начале своей взрослой жизни. К ней мы возвращаемся чаще всего, чтобы снова найти себя.

3. Фаза заявления.

Когда стадия воина подходит к концу, у нас возникает вопрос: «А что я сделал для других людей?». Внимание человека переключается с его личных достижений на цели, связанные с улучшением жизни окружающих. Данная фаза часто связана с отцовством, потому что, будучи родителями, мы сосредотачиваемся на том, чтобы подарить нашим детям лучшую жизнь, и на том, что для этого необходимо.

Этап заявления для многих из нас являет собой нечто большее, чем просто отцовство, и связан с желанием оставить после себя наследие или след в жизни. Это пора осознать, чего мы достигли, и выбрать, куда идти дальше как нам, так и людям в нашей жизни. С точки зрения зрелости этот этап — колоссальный шаг вперед по сравнению с этапом воина.

4. Фаза духовности.

Заключительный этап жизни – духовный. К людям уже приходит осознание того, что они – нечто большее, чем деньги, имущество или хорошие поступки. Мы понимаем, что являемся созданиями Творца, бесконечно блуждающими по жизни. Духовная фаза сравнима с «выходом за границы своего разума» и заставляет думать о потусторонней жизни.

Этот этап отлично характеризует вопрос Лао-Цзы, который философ задал еще 2500 лет назад: «Можете ли вы выйти за границы разума, чтобы понять мир? Подарить жизнь и воспитать, иметь что-то, не владея этим, действовать без каких-либо ожиданий и управлять, но не контролировать – вот в чем заключается истинная благодетель».

Источник