Эти два режима запоминания были впервые предложены в 1932 году британским философом и психологом Алеком Мейсом. И с тех пор много раз доказали свою эффективность.
Метод Мейса основан на том, что повторение вовсе не мать учения. Наоборот, если слишком много раз повторять информацию, то это приводит к обратному эффекту — мозг начинает активно отторгать ее.
На самом деле эффективность запоминания зависит не от количества повторений, а от их ритма.
Если вам нужно быстро запомнить достаточно много информации, но в будущем она вам вряд ли понадобится в полном объеме, то график повторения должен быть таким:
— первое повторение сразу же после окончания чтения;
— второе повторение через 20 минут после первого;
— третье — через 8 часов (эти 8 часов можно использовать на сон);
— четвертое повторение — через сутки.
При таком режиме запоминания можно выучить билеты к экзамену. Или блеснуть эрудицией в какой-нибудь дискуссии за каким-нибудь условным круглым столом. Но не более того.
Если же вам нужно запомнить информацию надолго, то режим повторений должен быть другим:
— первое повторение — сразу по окончании чтения;
— второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
— третье повторение — через сутки;
— четвёртое повторение — через 2-3 недели;
— пятое повторение — через 2-3 месяца.
Насколько этот режим эффективен знают все, кто учился в школе. Именно в этом ритме мы запоминали на всю жизнь массу нужных (и ненужных нам впоследствии) знаний. Все эти домашние задания, итоговые контрольные в конце четверти, экзамены в конце года убеждали наш мозг, что школьные знания достаточно важны, чтобы хранить их папке «без срока давности».
И они по прежнему в ней хранятся — не потому, что тогда ваша память работала лучше, чем сейчас. А потому, что школа, по сути, использовала для запоминания методики Мейса.